Новости Общество
Planta


Логин:

Пароль:

Реклама

НОВОСТИ



Дача в коробке: основатель Alawar создал «умные» теплицы для овощей и привлёк $1 млн. (Часть 2)

 

Александр Лысковский — о бизнес-модели вертикальных ферм и теплиц iFarm, франшизе и выходе на европейский рынок.

 

Сейчас у iFarm два вида теплиц — три светопроницаемые и четыре вертикальные фермы.

 

Светопроницаемые теплицы возводят на открытой местности и с прозрачным потолком. Так уменьшаются затраты на освещение, однако в весенне-летний период, когда солнце перегревает теплицы, приходится использовать «сложные технологии». По словам Лысковского, это дорого и неэффективно, поэтому сейчас команда iFarm сосредоточена на вертикальных фермах.

 

https://pp.userapi.com/c845420/v845420666/1b15ca/B9DNduJthw8.jpg

 

 

Вертикальная ферма — это многоярусная изолированная конструкция, на которую не влияют условия окружающей среды. Внутри подобной фермы всё автоматизировано — температура и качество воздуха, подача света, воды и так далее.

 

Александр Лысковский: "За счёт такого контроля мы можем добиться максимального вкуса овощей и урожая. Кроме того, мы используем биометод защиты — у изолированных растений более мощный иммунитет, поскольку в помещение фермы не проникает внешний воздух, а для роста растений созданы стерильные условия."

 

https://pp.userapi.com/c845420/v845420666/1b15c1/M8MlkXhpOWQ.jpg

 

 

Ещё одно отличие вертикальных ферм от светопроницаемых теплиц — в первых можно выращивать овощи в несколько ярусов. Сейчас iFarm строит ферму на 16 ярусов.

 

Команда и разработка

 

Детали для фермы основатели разрабатывали самостоятельно и заказывали на российских и зарубежных производствах.

 

По словам Лысковского, каждый модуль вертикальной фермы состоит из 105 деталей, 90 из которых можно купить в любом городе мира, а оставшиеся 15 нужно изготовить на заказ. Далее, когда готовые детали приходят в Новосибирск, инженеры iFarm собирают ферму, подключают к сети и запускают.

 

Но сложнее изготовления фермы или обучения нейронной сети предпринимателям было собирать команду специалистов.

 

Александр Лысковский: "Мы делаем то, что не делает практически никто в мире, поэтому нам сложно найти подходящих сотрудников. Нужны люди — профессионалы в своей области, которые могут создавать что-то новое, а не работать по шаблону. Поэтому каждый раз, когда мы находим подходящих нам людей, радуемся, потому что это двигает нас вперёд."

 

Сейчас команда iFarm состоит из 30 сотрудников: инженеров, агрономов, агрохимиков, программистов, а также главного редактора сайта и специалиста по световым лампам.

 

 «Самое сложное — это агрохимия и инженерия, — говорит Лысковский. — У нас за спиной опыт управления ИТ-компаниями. Мы знаем, где искать программистов и как ставить им задания. А вот с агрохимией не сталкивались. Я теперь знаю, что такое нематоды и корневой чехлик».

 

В январе 2018 года в первых светопроницаемых теплицах высадили клубнику — 42 куста трёх разных сортов. Уже в начале февраля собрали первый урожай — 20–30 кг ягод.

 

Первое время, пока урожай в теплицах был небольшим — около килограмма клубники в день, — iFarm не продавали свои ягоды и зелень, а приглашали на дегустацию шеф-поваров ресторанов, потенциальных инвесторов и друзей.

 

Руководители проекта советовались с людьми с чувствительными вкусовыми рецепторами — поварами и другими сотрудниками, — предлагали им три разных помидора черри и спрашивали, какой лучше. На основании отзывов шеф-поваров меняли настройки на фермах, чтобы получить наиболее вкусные овощи.

 

https://pp.userapi.com/c845420/v845420666/1b158b/hyB-T8y2Y1s.jpg

 

 

Александр Лысковский: "Я благодарен этим людям, они честно говорили: «Вот такие овощи мы не будем брать». Так мы, например, перестали выращивать длинные ровные огурцы — они были вкусными, но все опрошенные нами шеф-повара попросили вырастить маленькие пупырчатые огурчики. Хотя подобные огурцы менее урожайные."

 

https://pp.userapi.com/c845420/v845420666/1b15a6/4m_ONuqwifQ.jpg

 

 

Стать известным без рекламы

 

В апреле 2018 года теплицы iFarm навестил создатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников. Он попробовал овощи из теплиц и рассказал о проекте на своей странице в Instagram. Так у iFarm Project появились первые 100 заявок на покупку франшизы.

 

Полноценно продавать овощи команда стала только осенью 2018 года — 1000 горшков базилика, рукколы и салата романо с первой промышленной фермы iFarm ежедневно уезжают в ближайшие магазины и рестораны Новосибирска.

 

https://pp.userapi.com/c845420/v845420666/1b159d/SYsZl6mD_V8.jpg

 

 

Кроме зелени и овощей партнёры выращивают ягоды — клубнику и землянику. Но пока лишь в качестве эксперимента, ягоды из автоматизированных теплиц ещё нельзя купить или встретить в ресторанах.

 

https://pp.userapi.com/c845420/v845420666/1b15af/XFT7jBvJO7A.jpg

 

 

Овощи компания продаёт по стандартной оптовой цене. Например, магазин покупает один килограмм рукколы по 600–1200 рублей. При этом себестоимость рукколы iFarm — 432 рублей за кг. Цена держится на конкурентоспособном уровне, потому что при использовании вертикальных ферм нет затрат на логистику — продукция производится локально и не нуждается в обработке специальной химией для длительного хранения.

 

 «Раньше ресторан покупал всё на оптовом рынке, рынок брал растения с перевалочной базы, а те — у локальных поставщиков. Поставщики — у импортёров. Вся эта цепочка приводила к тому, что цена на овощ увеличивалась в два раза. Кроме этого, чтобы овощи доехали, нужно их сильно обработать», — говорит Лысковский.

 

Предприниматель упоминает, что у компании нет цели конкурировать с локальными производителями овощей и ягод. Главные конкуренты iFarm — импортные производители клубники или рукколы.

 

Франшиза и планы на будущее

 

Сейчас iFarm ведёт переговоры и подписывает контакты более чем со 140 потенциальными франчайзи. По словам предпринимателя, проектом интересуются те, кто задумывается о здоровом питании или хочет уменьшить цепочку поставщиков для своего бизнеса. Отправить заявку на покупку франшизы можно на сайте компании.

 

Александр Лысковский: "К нам приходят ресторанные сети, продавцы. Им всё это интересно, но они не готовы разбираться в агрохимии — просто хотят нажать кнопку, чтобы всё работало. Поэтому у нас много заявок"

 

Также предприниматель упоминает, что вскоре компания начнёт сотрудничать с крупными агрохолдингами, названия которых он пока не может разглашать.

 

Стоимость франшизы — 10 млн рублей. За эту сумму можно получить полностью оборудованную многоярусную вертикальную ферму площадью 200 м². По словам предпринимателя, такая ферма окупится за три года.

 

От стандартной франшизы модель iFarm отличается тем, что компания не настаивает на использовании их товарного знака. «Ведь когда ешь зелень в ресторане, на ней не стоит никакого товарного знака», — говорит Лысковский.

 

Пока iFarm продаёт франшизу в тех городах, где может лично поддерживать технологию — рядом с Новосибирском и Москве. В скором времени фермы появятся в Казани и Европе — для этого компания привлекла первый $1 млн инвестиций.

 

 «Задача привлекать деньги связана не с тем, что мы сами не можем оплачивать расходы, а с тем, что сейчас нам нужно много тратить на развитие проекта, особенно на робототехнику. Десять программистов стоят дешевле, чем один движущийся по теплице робот», — упоминает Лысковский.

 

В будущем iFarm планирует открыть представительства на рынках со слабо развитым локальным производством, например, в Испании и на Ближнем Востоке. Первые привлечённые инвестиций пойдут на открытие объектов на одном из европейских рынков. Партнёры ещё не определились с городом — выбирают между Хельсинки, Барселоной или Ригой.

 

Предприниматель говорит, что спрос на их технологии также есть и в Канаде — возможно, вскоре они объединят несколько заинтересованных бизнесменов и откроют представительство и там.

 

По словам Лысковского, период инвестиций у компании продлится ещё около двух лет: в это время нет смысла говорить о прибыли, так как все деньги уйдут на развитие проекта. В основном на научно-исследовательские и конструкторские эксперименты: например, на вертикальных фермах используется 16 версия LED-ламп, разработанных инженерами iFarm.

 

На окупаемость iFarm выйдет, когда построит не менее 30 ферм. В среднем компания получает $1,5 за каждый квадратный метр посевной площади.

 

vc.ru

 


likes- likes0 likes+ (-3 )

КОММЕНТАРИИ
комментариев 0

Комментариев нет!

Для добавления комментариев зарегистрируйтесь!






PlantaClub & ПлантаКлуб & Copirghts - 2018


↑ Наверх