Союз с грибами помог растениям выйти на сушу

Ученые смогли выделить ген, который определяет симбиоз растения с грибами

Считается, что водные растения начали осваивать сушу порядка 450 миллионов лет назад. Международной команде ученых удалось показать, что это произошло благодаря симбиозу растений и грибов.

Работа опубликована в журнале Science, об этом кратко сообщает naked-science.

Сотни миллионов лет назад эволюционировавшие потомки водных растений начали появляться на суше. Этим новым наземным видам пришлось столкнуться с повышенным воздействием ультрафиолета, высыханием и менее доступными питательными веществами.

Гипотеза о том, что альянс растений и грибов стоял у истоков наземной растительности, появилась еще при изучении окаменелостей в 1980-х. Дело в том, что для адаптации к суше растениям, покинувшим воду, приходилось приспосабливаться к ее сложным условиям: вредному воздействию ультрафиолета и отсутствию питательных веществ в почве.

Чтобы понять, как именно проходила адаптация, международной команде ученых во главе со специалистами из Национального центра научных исследований и Университета Тулузы (Франция) пришлось изучить современные растения.

Предыдущие исследования показали, что существуют гены, ответственные за правильное функционирование подобного симбиоза. Особенно это проявляется у сосудистых растений. В новой работе ученые сосредоточили свое внимание на представителе группы мохообразных — маршанции (Marchantia paleacea), генетика которой еще не была изучена.

Rich и его коллеги показали, как мутуалистические грибы, возможно, помогли этим зарождающимся линиям растений адаптироваться к их новой сложной среде. Генетический и метаболический анализ печеночника как представителя таких растений предполагает, что взаимовыгодный обмен питательными веществами с арбускулярными микоризными грибами мог быть особенностью этих самых ранних наземных растений.

Проанализировав ее, биологи смогли выделить ген, который тоже определяет симбиоз этого растения с грибами. Как выяснили ученые, он ответственен за липидный обмен между ними, что улучшает питание большинства наземных растений.

Симбиоз с арбускулярными микоризными грибами (AMF) улучшает питание растений у большинства наземных растений, и было выдвинуто предположение о его вкладе в заселение земли растениями. Здесь мы идентифицируем консервативный транскриптомный ответ на AMF среди наземных растений, включая активацию метаболизма липидов. Используя усиление функции, мы показываем перенос липидов от печеночника Marchantia paleacea к AMF и его прямую регуляцию транскрипционным фактором WRINKLED (WRI). Арбускулы, структуры обмена питательными веществами, не образовывались у мутантов с потерей функции wri у M. paleacea, что привело к нарушению мутуализма. Наши результаты показывают ортологию симбиотического переноса липидов через наземные растения и демонстрируют, что мутуализм с арбускулярными микоризными грибами присутствовал у самых недавних предков наземных растений 450 миллионов лет назад.

В связи с этим специалисты сделали вывод, что общий предок мохообразных и сосудистых растений, колонизировавший сушу 450 миллионов лет назад, должен был обмениваться липидами с грибами, подобно современным растениям: значит, этот симбиоз сложился очень давно — как раз во времена их выхода на сушу.